1-გ კლასი



Урок окружающего мира
1 класс

Тема урока: «Почему радуга разноцветная?»

Цель (познавательная): выяснить, что такое радуга и как она возникает?

Задачи: 1. Познакомить детей с цветами радуги  и их последовательностью;
               2. Развивать образное мышление, любознательность; способствовать
                   развитию эмоций и интеллекта;
               3. Воспитывать стремление к эстетическому восприятию окружающего  
                   мира, интерес к явлениям природы.

Цель (здоровьесберегающая): опосредованная коррекция зрения                                                                                                                            
           за счет  использования современных  здоровьесберегающих технологий.

Задачи: 1. Активизация глазодвигательных функций и развитие зрительного
                   (цветового) восприятия.
               2. Использование элементов цветолечения.
               3. Развитие осязания и мелкой моторики рук.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, изображения солнышка и тучки,                
                             предметов в разных тонах, стеклянная призма, зеркальце                
                            (фонарик),  мыльные  пузыри, разные материалы для работы  по        
                             группам  (пластилин, пуговицы, нитки, полоски бумаги, цветные 
                             карандаши).


Форма урока: урок – исследование

Примечание: здоровьесберегающие  виды деятельности в конспекте обозначены *


Ход урока
I. Организационный момент.
     - Здравствуйте, дети! Приглашаю вас на урок окружающего мира и думаю, что  
     всем нам будет интересно. Хотели бы вы узнать, что мы будем изучать на
     уроке?

II. Введение в тему и постановка цели урока.
*  Глазодвигательная гимнастика: 1 группа детей ловит глазками каждый лучик солнца;   2 группа  детей ловит глазками каждую каплю дождя из тучки.

Загадка:   Солнце светит и смеется,
                А на землю дождик льется,
                 И выходит на луга
                 Разноцветная дуга.

- Что это за дуга?  (Радуга).  Это и есть тема нашего урока.  
- Кто из вас видел радугу?  Поставим  перед собой цели урока.
- Что бы вы хотели узнать про радугу?
- Посмотрите на экран, и вы увидите,  какая она красивая.  (Слайды 2 - 8).
- Какое настроение вы испытываете,  когда смотрите на радугу?

Слово «радуга» похоже на слово «радость». «Райская дуга» называли ее в старину и верили,  что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

III. Практическое исследование. Проблемная ситуация.
- Как появляется радуга?
- Почему радуга разноцветная?
- Сколько цветов у радуги?
Учитель показывает опыт:  освещает стеклянную призму при помощи зеркальца или фонарика.
Когда лучи солнечного света проходят через каплю дождя (призму), они преломляются и распадаются на разноцветные лучики. Это и есть радуга.
(Слайд 9).
- Кто знает,  сколько цветов у радуги?

* Релаксационная пауза для снятия зрительного напряжения, расслабления мышц  
   глаз. (Физминутка на экране).(Cлайд 10).

IV. Последовательность цветов радуги.
       Цвета радуги всегда расположены в одном порядке. Запомнить их можно
       с помощью такой фразы: «Каждый охотник желает знать,  где сидит   
       фазан». (Слайд 11).

Стимулирующий массаж для улучшения кровообращения в органах зрения.
Дождик
Капля первая упала:  кап!
И вторая пробежала: кап!
                                              Мы на небо посмотрели,
                                              Капельки «Кап, Кап»  запели.
                                             Намочились лица, мы их вытираем.
                                              Туфли, посмотрите, мокрыми стали.
                                              Плечами дружно поведем
                                              И все капельки стряхнем.
                                              От дождя убежим,
                                              Под кусточком посидим.

V. Ассоциативный эксперимент.
 * Элементы цветолечения
 - Оказывается, каждый цвет радуги влияет на ваше самочувствие и на ваше  
    зрение.
    Учитель показывает изображения в разных  тонах:
   (Показ слайдов)


Характеристика цвета
(для усвоения детьми)
Лечебный эффект
(коррекционные пояснения)

Красный цвет  (если долго смотреть) утомляет  глаза, но,  если периодически   повышает работоспособность.

Картина может использоваться для лечения близорукости, астигматизма, косоглазия и амблиопии у детей.

Оранжевый цвет способствует усвоению и запоминанию материала. Это цвет радости. Если вы огорчены, то посмотрите на картинку в оранжевых тонах, и к вам вернется хорошее настроение.

Картина может быть использована при близорукости, дистрофии сетчатки, амблиопии, атрофии зрительного нерва.

Желтый хорошо снимает чувство усталости, самый теплый и ласковый цвет.

Рекомендовано при дистрофиях сетчатки, атрофиях зрительного нерва, амблиопии и косоглазии.

Зеленый – успокаивающий, самый полезный для зрения цвет. Чаще смотрите на такие изображения.

Рекомендовано при спазме аккомодации, компьютерном утомлении, дистрофиях сетчатки.

Голубой – цвет неба, цвет воды, снимает напряжение.  Хорошо  повесить такие картины в спальне.

Картина может быть полезна при воспалительных заболеваниях  глаз, близорукости, спазме  аккомодации.

Синий – цвет покоя и уверенности, создает обстановку для успешной  работы.

Применяется при воспалительных заболеваниях глаз, глаукоме,  катаракте,
помутнениях роговицы.

Фиолетовый – цвет преодоления трудностей.  Если  у вас не решается задача, то посмотрите на фиолетовую картинку, и вы обязательно найдете решение.

Целесообразно применять при катарактах, помутнениях роговицы.

- Подумайте, какой ваш любимый цвет? Ответ дадите по моему знаку одновременно: скажете свой любимый  цвет, а я поймаю его в ладошку.

VI. Практическое наблюдение.
 *    Расслабляющая пауза, гимнастика для глаз через наблюдение за мыльными    
       пузырями.
       Демонстрация ученикам двух видов мыльных пузырей, больших и маленьких.

     - Попробуйте разглядеть на поверхности мыльных пузырей  цвета радуги.

VII. Закрепление знаний, полученных на уроке.              
    *  Развитие осязания и мелкой моторики рук.

1)  Украсьте  хвост фазана цветами радуги.

2) Выложите радугу из разных материалов:
    - из пластилина;
    - из пуговиц;
    - из ниток;
    - из полосок бумаги;
    - раскрасить цветными карандашами цвета радуги.

VIII. Итог урока. Рефлексия.
       - О чем узнали на уроке?
       - Что больше всего вам запомнилось на уроке?
       - Отразите свое настроение цветом, для этого выберите нужный по цвету  
         кружок.  Объясните свой выбор. Результативность урока покажите  
         смайликом. Если он улыбается, то урок  вам понравился. Если остались
         недовольны своей работой на  уроке, то смайлик грустный.
        




          Вручение призов за хорошую работу на уроке – коробки с мыльными
          пузырями  для наблюдения в свободное время.










http://www.kokch.kts.ru/math/map.htm

 Бал цветов

Высказывания на плакатах.
  • Цветы, как люди, на добро щедры,
  • И щедро нежность людям отдавая,
    Они цветут, сердца отогревая,
    Как маленькие теплые костры.
  • Есть в травах и цветах целительная сила,
    Для всех, умеющих их тайны разгадать.
  • Они пришли из глубины веков,
    Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
Пословицы:
  • У хорошего цветовода – хороший сад.
  • Аленький цветочек – бросается в глаза.
  • На хороший цветок – летит мотылек.
  • Весна красна цветами, а осень плодами.
  • Лес да цветы – земное царство,
  • Воздух в лесу – лучшее лекарство.



   Входит Фея.
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток, не оскверняй ее святынь!

  Вы узнали меня? Я- Фея из волшебной цветочной страны. Я хочу рассказать  о своем мире- удивительном мире цветов. Тысячи цветов украшают землю. Цветы- это сама жизнь. У них есть свой язык, свой аромат, своя история, легенда, сказка, свои праздники.
  Сегодня, уважаемые наши гости, мы хотим рассказать вам о праздниках цветов в разных странах. У меня есть волшебный цветок, он поможет  нам провести наш праздник. Для этого надо сорвать лепесток, бросить его и произнести слова. А вы закройте глаза.
 -Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Праздник наш начни.









1 сцена- Япония.
(Звучит японская музыка)

Зацвела сакура пышными цветами,

в дальней мне, японской стороне.

В розовом наряде, кружится с мечтами,

отражаясь, в неба синеве.

Запахом морочит, дни бегут и ночи...

И наряд за ветром улетит.

Только будут птицы, на ветвях резвится...

Вишня свою тайну, сохранит.

Сакура- национальный символ Японии. Время цветения декоративной вишни «сакуры» - это  один из самых красивых праздников Страны Восходящего Солнца. С конца марта по начало апреля Япония полностью преображается: сотни деревьев зацветают повсюду белыми и розовато-белыми цветами, из-за чего издали кажется, будто они окутаны облаками или покрыты хлопьями снега. К сожалению, цветение сакуры кратковременно. Достаточно порыва ветра или дождя, и нежные цветы, не успев распуститься, быстро опадают на землю. Возможно, поэтому в буддизме цветущая сакура является символом непостоянства.

А вот еще один «золотой цветок» Японии- хризантема. Изображения цветков главной соперницы сакуры считались священными, и носить одежду с вышитыми хризантемами могли только члены императорского дома. Но и это не все почести, которыми удостаивался «золотой цветок» - он развевался на национальном флаге, отпечатывался на монетах и высшем японском Ордене

Как кудри, лепестки завиты,
А то мохнаты, то малы,
Как будто пуговки пришиты,
А то громадны, но скромны.

Скромны они своим лишь цветом
И запах им не дан совсем,
Но как прекрасны те букеты,
Где много разных хризантем.










(Появляется Фея )
Я отрываю еще один  лепесток,  и мы отправляемся в другую страну. (Читает стих)
-Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
В Древний Рим нас принеси.

2сцена- Древний Рим.

Вонзая в небо цветоносный колос,
На стыке лета с осенью цветёт
Красавец благородный - гладиолус,
Как будто песню осени поёт.

В цветенье он - ну, точно, император:
С осанкой гордой озирая всех,
Он в осень входит словно триумфатор
На пир последних царственных утех.

  История этого цветка насчитывает столетия. В переводе с латинского гладиолус- меч. И поэтому у римлян он считался цветком гладиаторов. Одна из легенд рассказывает, как он появился на земле. Шла война. Римский полководец захватил пленных и сделал их гладиаторами.
Среди них были два друга. Желая развлечь публику, жестокий полководец заставил их сражаться между собой. Но юноши не стали этого делать. Кровожадные римляне предали их смерти. Но как  только тела умерших коснулись земли, из рукоятей их мячей выросли прекрасные цветы. В честь благородных гладиаторов цветы назвали гладиолусами- символом верности и благородства. И в современной Греции  на всех праздниках особо почитаем гладиолус.

(Появляется Фея )
Я отрываю еще один  лепесток,  и мы отправляемся в третью  страну. (Читает стих)
-Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
 На Восток нас принеси.

(Сидит восточная красавица и читает книгу «Тысяча и одна ночь»)

 ...И второй цветок был тюльпан, сидящий прямо на своем стебельке и совершенно одинокий, но это не был тюльпан какого-нибудь царского цветника, но старинный тюльпан, выросший из крови дракона, тюльпан того вида, который цвел в Иране, и окраска которого говорила кубку старого вина: "Я опьяняю, не касаясь губ!" - и пылающему очагу: "Я горю, но не сгораю!" ("Тысяча и одна ночь")





  Наиболее ранние сведения о тюльпанах относятся к литературным произведениям Персии. Здесь цветок был известен как "дульбаш", или "тюрбан", — чалма. Многие персидские поэты воспевали цветок в своих произведениях.
Как он красив - тот пламенный цветок!
На длинном стебле горд и одинок.
Прекрасны лепестки закрытого бутона.
Четыре века мир в него влюбленный...

Что в сердце нераскрытого тюльпана?
В чeм чудо красоты его, в чeм тайна?
Так хочется поверить... посмотри -
Прелестная Дюймовочка внутри...


Из глубокой древности пришла к нам легенда о нем. В золотистом бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку, и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить тюльпаны только тем, кто испытывает счастье.
  В Стамбуле и других городах Турции ежегодно устраивались праздники тюльпанов, которые выливались в красочные представления, а самая красивая девушка избиралась королевой торжественного шествия.

Восточный танец.


(Появляется Фея )
Я отрываю еще один  лепесток,  и мы отправляемся в третью  страну. (Читает стих)
-Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
  В старую Русь  нас принеси.

Хоровод «Иван купала»
Звуки птиц поющих

У славян со времен язычества в честь многочисленных богов существовали особые обряды и праздники, сопровождающиеся украшениями из цветов, зеленых веток, колосьев и плодов. Самым запоминающимся и таинственным праздником на Руси был знаменитый Иван Купала, который в некоторых местностях назывался Иваном Травником. Этот праздник проводили в разгар летнего солнцестояния, в ночь на 7 июля, по старому стилю - с 24 на 25 июня. Березки украшали цветами, жгли костры, пускали по воде венки, загадывая желания, с высоких берегов катали огненные колеса, а самое главное - искали в ночи цветущий папоротник.







Полевые цветы... Полевые...
Васильки и ромашки в лугах...
Ярко-синие и голубые –
На бескрайних Российских полях.

Сколько нежности, яркости, света
Вы храните в себе летним днем...
Теплым солнцем весной вы согреты,
И умыты осенним дождем...

Разукрашены радуги краской,
Снежной шубой, укрыты зимой.
Мать – Земля напоила вас лаской,
Наградила небесной красой.

Полевые цветы... Полевые...
Не сравнить вас с садовым цветком.
Вы согрели мне душу, родные!
Поселились вы в сердце моем!

Старинная славянская легенда рассказывает, что в ночь на Ивана Купалу полевые и лесные цветы устраивают хороводы при факелах ясенца. Соберутся вокруг него ландыши, васильки, астры, гвоздики, розы, тюльпаны, другие цветы, даже чертополох с красавкой и тихо-тихо веселятся... Колокольчики позванивают, маки лепестками - крылышками размахивают, ромашки в вальсе с васильками кружатся, и так все у цветов складно получается, что звезды на небе начинают моргать от удивления...





Появляется Фея )
Я отрываю еще один  лепесток,  и мы отправляемся в четвертую  страну. (Читает стих)
-Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
 Нам о розе во Франции расскажи.

Звучит французский вальс

 С давних времен в Париже отмечают праздник роз. Выбрав королеву праздника, ее называют розьерой и надевают на нее розовый венок, тем самым, показывая к ней особую благосклонность









 Роза - цветок из цветков. Её по праву  называют "королевой цветов". Она - предмет поклонения и пламенной любви. С незапамятных времен роза была объектом поклонения и восхищения. Ей слагают стихи...
Все знают, как прекрасна роза,
Ее неповторимый аромат.
Шипы на ней, как будто слезы,
Которые упали невпопад.
Среди других цветов- она царица.
Волнует многоцветность лепестков.
А те, кто не захочет ей кориться,
Узнают боль от острости шипов.
Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой, богиней красоты и любви, и поначалу был он белым, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стал красным. Древние верили, что этот цветок вселяет мужество, и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах. Лепестками этих цветов усыпали путь возвращающихся с войны победителей. Этот цветок, как орден, вручали за проявленное геройство. Многие народы почитали розу. В греческой мифологии она считалась  символом  любви и страсти.  

Греки считали розу даром богов. А  у древних римлян роза была знаком тайны.   
  В христианском искусстве роза первоначально прославлялась как райский цветок, символ чистоты и святости. Позже он становится символом Богородицы, которую представляли сидящей в раю среди розовых кустов. Согласно легенде, архангел Гавриил сделал для Богородицы три венка: из белых, желтых и красных роз. Венок из белых роз обозначал ее радость, из красных - страдания, а из желтых - славу."


Появляется Фея )
Я отрываю еще один  лепесток,  и мы отправляемся в еще одну  страну. (Читает стих)
-Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Праздник в Индии начни.

Звучит индийская музыка.




 В  Индии наступает  весна.  И  местные жители отметили праздник цветов Холи, символизирующий собой начало нового времени года.
Это один из самых ярких и красочных фестивалей. В этот день восхваляют бога Кришну, поэтому повсюду установлены его фигурки. На улицу выходят сотни человек, поливают друг друга окрашенной водой и посыпают цветной пудрой.
Считается, что чем обильнее покрывают одежду человека краски, тем больше хороших пожеланий направлено в его адрес.
  Цветы в Индии можно встретить повсюду. У каждого индийского цветка существует символическое значение. Индусы предлагают своим богам цветы, заверяя их тем самым в своей любви и преданности. Каждому богу и богине соответствует определенный цветок.
Безусловно, самый известный цветок, который сразу же вызывает ассоциации с Индией – Лотос   – Национальный Цветок Индии (розовый лотос).
Цветок Лотоса считают изящным созданием природы. Для индусов лотос – древний поливалентный символ красоты и чистоты. Для буддистов лотос -  священный цветок, олицетворяющий, прежде всего, знание и просвещение, богословие, чистоту тела и
речи.

Лотоса цветок расцвёл в тиши,
Величав он и божественно красив.
В нём философии мотив
И грусть загадочной души.

Ему природа подарила
Столь восхитительный эффект -
Он утром белый, а к полудню
Приобретает розы цвет.

Прелестный лотоса цветок,
Взор лишь тобою очарован,
Как близок ты и как далёк,
Стою, тобою околдован..

 Фея. Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Во многих других странах так же отмечают праздники цветов, у многих народов есть свои легенды, связанные с цветами. Цветы, как весь земной океан растений, играют огромную роль в жизни  человека.  








Даря цветы другим, мы выражаем в этом самые искренние высокие духовные чувства.

 Цветами мы украшаем наш дом, столы торжественных событий.

Цветы возлагаем на могилы героев, чтя бессмертие их подвигов.

 С цветами мы совершаем торжественные шествия, с цветами встречаем высоких гостей, дорогих и близких нам людей.

Цветы воспевают и наши поэты и музыканты.  
В мире цветов так тепло и прохладно
Целый букет ароматов и звуков…
Каждый цветок – он по-своему нарядный…
В форме изысканных праздничных кубков.

В мире цветов я желала б остаться
Стать героиней рассказов и сказок,
Чтоб красотой каждый день любоваться,
Слиться с гармонией света и красок.

В конце нашего праздника мы хотели с вами поиграть  и рассказать еще кое-что о цветах
 Оказывается, цветы, которые мы выбираем, – не случайность, они отражают наши скрытые чувства и мысли. Как часто один-единственный цветок может сказать человеку больше, чем самое красноречивое послание. Давайте заглянем в тайный смысл, скрытый в некоторых цветах.
Посмотрите, на половинках сердечек  вы видите названия некоторых цветов, найдите вторую половинку, и вы узнаете, что означают или характеризуют эти цветы.

А теперь еще одно задание- отгадайте загадки о цветах.
 Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом!
Ответ: незабудка

Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.
Ответ: Тюльпан





Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки -
Только тронь мои цветки!
Ответ: роза.

Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Ответ: гвоздики.

Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок!
Ответ: Подснежник.

Белые звоночки
У меня в садочке,
На зеленом стебельке
Прячутся в тенёчке.
Ответ: ландыш.

Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик — как у чеснока,
А корона — как у принца!
Ответ: нарцисс.

Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
Ответ: Кувшинки.

То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
Ответ: Колокольчик.

Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
солнца белые лучи.
Ответ: Ромашка.



Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Ответ: Ирис.

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
Ответ: одуванчик.

Посадили зернышко -
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем -
Много зерен соберем.
А приедут гости -
Им дадим по горсти.
Ответ: Подсолнух.

Ярко-синий, пушистый
Он в хлебе родится, в еду не годится.
Ответ: Василек.

Вот и побывали вы, ребята и дорогие  гости, среди цветов. Сколько узнали разных цветочных тайн. Пословица говорит: «Кто любит цветы, тот не может быть злым». Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением они являются. Цветы обладают волшебным даром выражать нежность и красоту. Они волнуют тонким ароматом и восхищают грациозной красотой. Ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, в затерянном посреди хлебов васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем-то своем…

Звучит «Вальс цветов» Чайковского.









Комментариев нет:

Отправить комментарий

  სახელი,  გვარი:         ირმა გელაშვილ ი დაბადების თარიღი :25.02.1970   e-mail:  irmagelashvili777@gmail.com განათლება:     ქ. ...